Пиар для юристов: коммуникационное агентство Павла Волкова

Где катаются на лыжах самарские юристы, для чего использовать медиа в решении бизнес-конфликтов и как за месяц организовать legaltech-форум в провинции – узнали у Павла Волкова, основателя коммуникационного агентства Beneficium.

Расскажите о своем проекте. Чем занимается ваше коммуникационное агентство?

Beneficium занимается организацией специализированных мероприятий для представителей юридического сообщества нашего региона. Два года подряд мы организовывали «Зимние юридические игры», проводили благотворительный забег Samara Legal Run. Сейчас делаем серию юридических форумов Legal Day – это полностью наша разработка, мы ее придумали и сейчас воплотили. Помимо этого проводим множество различных семинаров, круглых столов. Это, можно сказать, уже наш основной профиль деятельности.

А есть неосновной?

Мы занимаемся информационным сопровождением конфликтов. Например, собственники некоего крупного юридического лица начинают ссориться между собой, и это перетекает в судебную плоскость. Соответственно, адвокаты могут рекомендовать им обратиться в наше агентство, чтобы конфликт не отразился на экономическом состоянии предприятия.

И что вы можете предпринять в таком случае?

Зависит от пожеланий доверителя, который нас нанимает. Обычно есть два варианта: либо полное погашение конфликта в информационном пространстве, либо подконтрольный конфликт. То есть освещать мы будем конкретные его этапы и то, что происходит по существу.

Почему был выбран юридический профиль?

Сам иногда задаюсь этим вопросом (смеется). Я десять лет работаю с адвокатами и юристами. Так вышло, что, не имея профильного образования, я начал работать помощником адвоката – в качестве пиарщика. Мы снимали передачи для телевидения, писали интервью, проводили программы на радио. Проработал я так наверное лет шесть, потом мне предложили попробовать себя в качестве представителя пресс-службы Палаты адвокатов Самарской области. Можно сказать, что я ничего больше не умею, кроме как работать с адвокатами и юристами – я к ним привык, это те люди, которые воспитали меня в профессиональном плане.

Насколько я знаю, юридическое образование вы потом все-таки получили.

У меня есть неоконченное юридическое образование, да – называть его оконченным язык не поворачивается.

Beneficium – это вы и..?

В 2016 году, в самом начале я делал все сам, разумеется. Максимум  – иногда приходилось нанимать исполнителей. У меня не было ни партнеров, ни сотрудников. Получалось, что и бухгалтерию нужно было вести, и мероприятия продумывать, и сопровождать гостей.  Теперь же у меня есть сотрудники, появилась партнерская компания, которая занимается аудитом и бухгалтерией, есть несколько адвокатов и юристов, консультирующих нас по правовым вопросам. Все остальное можно в той или иной мере поручить партнерам.

Почему именно «партнеры»? Вы принципиально не набираете сотрудников в штат?

Я много работал с адвокатскими бюро, и мне очень понравилась эта система взаимодействия посредством заключения партнерских договоров. Свой образец я честно позаимствовал у Вячеслава Яблокова («Яблоков и партнеры») – мне он показался наиболее подробным и полным. Соответственно , теперь у меня есть партнеры и младшие партнеры, есть стажеры и сотрудники. Но все равно – хоть я выполняю роль такого «креативного директора», часто приходится самому отсматривать договоры, знакомиться с заказчиками, монтировать конструкции, обновлять сайт. Здорово, что наконец появился партнер, способный самостоятельно действовать, он может отправиться на мероприятие, а мне самому позволяет остаться в офисе разбирать присланные интервью после очередной конференции.

А конкуренты у вас есть?

Честно – не знаю. Судя потому что я сейчас, вечером, на работе и пока не представляю, во сколько освобожусь – никто кроме нас не занимается ничем подобным в регионе. Если бы они были, мы бы хоть как-то пересекались на мероприятиях. А пока мы, судя по всему, одни на этом рынке.

Кстати, какая часть вашей работы приносит меньше всего удовольствия?

Как ни странно – присутствие на мероприятиях. Кажется, что я там теряю время. Я не тот человек, который на светском рауте может бесконечно общаться.

Ну а самая любимая часть работы?

Люблю «нулевые» проекты, когда ничего еще нет, появилась только идея, и нужно ее полностью воплотить и отточить механизм ее реализации.

Вы этим же принципом руководствовались, когда открывали агентство? Взялись за сложную «нулевую» задачу и пошагово ее выполнили?

Нет, все гораздо проще. В определенный момент я не смог устроиться ни на какую нормальную работу и тогда решил – окей, сам буду оказывать услуги частным заказчикам как физическое лицо.

Что мотивировало вас продолжить развивать этот проект?

В определенный момент мои заказчики сказали, что мне нужно официально зарегистрировать бизнес для того, чтобы они могли продолжить сотрудничество со мной. Пришлось идти и создавать юридическое лицо. Начал в этом разбираться, понял, что не разберусь – так что первое время с бухгалтерией и отчетностью мне помогали знакомые и родственники. Теперь, когда Beneficium начал зарабатывать, появилась возможность нанять аудиторов, которые взяли на себя бумажную работу.

Для вас агентство – это история про деньги или больше про любимое дело?

Честно, изначально это было про любовь к делу. У меня была мечта – большое мощное пиар-агентство, как в кино. Один моих любимых фильмов – «Чего хотят женщины», вот там герой Мела Гибсона работает в таком агентстве. Я хотел такую студию, чтобы там работала куча народу – свои фотографы, райтеры, видеографы, креативщики, все в рамках одной компании. Потом, когда начал заниматься этим профессионально, увидел – во-первых, в Самаре ничего подобного нет и быть не может. И во-вторых, когда столкнулся впервые со всей отчетностью, понял – лучше я со всеми нужными специалистами буду выстраивать договорные отношения, подписывать контракты и выступать для них заказчиком вместо того, чтобы быть им начальником, который заботится о них, думает и еще платит за них налоги.

Так и пришлось попрощаться с мечтой?

Не совсем, просто теперь я знаю, что на данном этапе мой максимум – штат до десяти человек. Только так удастся контролировать и сам бизнес, и проекты, которые мы ведем. После этого порога придется принимать определенные управленческие  решения – назначать директора, например, чтобы он мог всем этим руководить. А это значит, придется искать этого человека, вводить в курс дела, тратить на него время и силы.

Значит ли это, что вы будете себя как-то ограничивать в развитии – отказываться от масштабных проектов, скажем?

От некоторых проектов мы отказываемся уже сейчас. Если понимаем, что на должном уровне его не сумеем реализовать – просто не беремся. Наша первостепенная задача сегодня – наработать репутацию. Вопреки сложившейся в городе частой практике взяться за какой-то большой проект, провести все кое-как, заработать денег и забыть, мы делаем все, чтобы каждая наша инициатива укладывалась в принцип «Beneficium = Доверие».

Вы строите какие-то планы на будущее? Знаете, какой хотите видеть компанию через несколько лет?

Вопрос собеседований из разряда «кем вы видите себя через 3 года»? Честно, нет времени об этом задумываться – мы просто делаем свою работу. Безусловно, есть какие-то планы, видение на ближайшую перспективу. Скажем, мы проводим серию юридических мероприятий Legal Day – и я уже сейчас знаю, какими я хочу видеть их через три форума. О глобальных планах речь не идет: в агентстве появляется потребность в чем-то, и мы работаем над тем, чтобы ее закрыть. Так в компании появились продажники, универсальные бойцы, которых можно назначить ответственными за разные этапы подготовки мероприятия, потом люди, которые умеют программировать на каком-то базовом уровне – это нужно, чтобы оперативно дорабатывать сайты проектов, над которыми мы работаем здесь и сейчас, SMM специалисты

Расскажите поподробнее о Legal Day, как развивается проект? Аналогов таким мероприятия в регионе нет и не предвидится.

В планах было начать в сентябре 2018-го с форума, посвященного банкротству. Однако мы поняли, что собрать достаточную аудиторию на неизвестное никому мероприятие нам не удастся. Тогда решили провести необычную масштабную рекламную кампанию – и сделали другой форум с более громкой темой. Так появился Legal Day Tech, посвященный Legal IT. Мы подготовили его менее, чем за полтора месяца, с трудом нашли спикеров и провели весной. Несмотря на некоторые недостатки, мероприятие имело успех, так что запланированный форум по банкротству мы готовили более вдумчиво, пригласили уже тех экспертов, которых хотели здесь видеть, значительно расширили программу. Следующий, уже третий по счету форум пройдет 30 ноября, и будет посвящен налогам. У нас уже есть опыт, и теперь мы изменим формат. Если первые форумы состояли только из панельных дискуссий, участников Legal Day Tax ждут несколько отдельных развернутых выступлений экспертов и круглый стол, на котором эксперты будут разбирать реальные кейсы. Это добавит динамики программе, поможет лучше взаимодействовать с аудиторией и мотивирует гостей задержаться на всю программу, а не покидать мероприятие после обеда.

Планируете ли вы расширить охват и переключиться с юридической тематики на другие сферы?

Мы уже это сделали. В городе есть Сообщество дизайнеров интерьера Самарской области – достаточно закрытое коммьюнити, мероприятия в котором происходят часто, но совершенно не освещаются в медиапространстве. Они вышли с запросом о проведении более масштабных встреч. Теперь, приложив наш опыт по организации массовых тематических мероприятий, в октябре 2018 года мы проведем для них церемонию награждения за вклад в развитие сообщества.

Считаете ли вы себя успешным и уже сложившимся предпринимателем, и если еще нет – в какой момент это станет актуально?

Думаю, я смогу так говорить о себе, только когда Beneficium начнет приносить мне стабильный пассивный доход, я смогу отойти от дел и спокойно кататься на собственном «Порше» где-нибудь в Черногории, не возвращаясь в Самару.

Ну и напоследок – какой совет можете дать начинающим предпринимателям. Что было самым сложным для вас на старте бизнеса, и как, может быть, этого можно избежать?

Самым сложным на старте было погасить свои амбиции и смириться с мыслью, что придется много и тяжело работать, чтобы добиться какого-то успеха. Волшебные рецепты, позитивное мышление – это все ерунда. Когда бизнес только начинается – нужно просто сидеть и работать, исполнять все обязательства, взятые на себя, так, чтобы за результат не было стыдно.

Записала Анастасия Шуткина