«Если о моей жизни будут снимать фильм, пусть это сделает Гай Ричи»: История успеха Chumak Event

Участник рейтинга TOP 100 Showmen Russia, директор агентства событий Chumak Event и «лучший ведущий по версии мамы» – Александр Чумак рассказывает о самарском рынке event’ов, преимуществах личного бренда, бизнесе по любви и тетках в перьях.

— Расскажи о Chumak Event. Зачем приходят в ваше event-агентство?

Агентство событий «Chumak Event» занимается организацией мероприятий для бизнеса. Мы берем на себя все – от режиссуры и дизайна до видеоконтента и технического обеспечения.

Зачем к нам приходят? Мы предлагаем нестандартные решения, любим современные технологии и не боимся работать в новых направлениях. Мы стремимся создать из каждого мероприятия событие, о котором заговорят все – от сотрудников и клиентов до конкурентов.

— Твоя команда – это ты и…? Как распределяются задачи?

В нашей команде на постоянной основе работает 4 человека, что для достаточно молодого агентства – хороший результат [на момент интервью агентству исполнился ровно 1 год – прим.ред.]. При этом у каждого участника команды стаж в event-сфере превышает 10 лет, за плечами колоссальный опыт и профессиональные награды.

На данном этапе у нас нет необходимости в штатном бухгалтере или юристе, мы пользуемся услугами специалистов на аутсорсе, а под проекты собирается дополнительная команда из дизайнера, копирайтера, специалистов по видеопродакшну, декоратора, монтажников, хостес и координаторов… список можно продолжать бесконечно. Порой очень приятно и одновременно страшно осознавать, что под твоим руководством работает более 100 человек.

Внутри команды распределение ролей и обязанностей выглядит следующим образом: я (директор) взаимодействую с клиентами, участвую в разработке идей для проектов, пишу сценарии и создаю кучу проблем, как считает моя команда [смеется]… Кроме меня в команде есть директор по развитию, который отвечает за маркетинг, общение с ключевыми (читаем «сложными») клиентами и за финансовую составляющую проектов, есть креативный директор, который отвечает за формирование концепций и их дальнейшее воплощение на проектах, и есть технический директор, который отвечает за все техническое обеспечение на наших мероприятиях.

Да, как вы могли заметить, у нас в агентстве работают только директора!

— Ты всегда хотел связать свою жизнь с индустрией event’ов?

Если честно, у меня никогда не было мечты «стать ведущим мероприятий». Но я всегда чувствовал, что умение выстраивать коммуникации, быть центром внимания и в любой ситуации знать, что делать дальше – это моё. Началось все еще в школьные годы, когда я участвовал в школьном театре, КВН, играл роль Деда Мороза для малышей. И даже не мог представить, что уже через 4 года буду стоять на сцене на площади Куйбышева и объявлять Деда Мороза из Великого Устюга.

Ты учился в Аэрокосмическом университете на серьезной специальности. В какой момент понял, что посвятишь себя творчеству?

Да, я специалист по защите информации с красным дипломом. Во время учебы в СГАУ я прошел большую школу кураторов (сначала как участник, затем как организатор), играл в СТЭМе, занимался организацией развлекательных мероприятий – посвящение в студенты, дни студента и т.д. Но «точкой невозврата» считаю свой первый курс и первую сессию. Закрыв все зачеты и экзамены досрочно (да, я был прилежным учеником) я решил оставшееся время провести «с пользой» и устроиться работать Дедом Морозом. После 4 отказов мне наконец-то улыбнулась удача. А уже на 3 курсе я принял окончательное решение, что получу образование, но свою жизнь свяжу с event’ом.

Многие крутили пальцем у виска, сомневались. Родители регулярно спрашивали, когда я уже найду нормальную работу. Но со временем эти вопросы исчезли. Кажется, своим упорством я всем доказал, что сделал правильный выбор.

— Сколько времени потребовалось, чтобы из «простого» ведущего переквалифицироваться в организатора мероприятий?

Я не сказал бы, что я «переквалифицировался». Если говорить в терминах RPG – качаю дополнительную ветку развития у персонажа. С ведением я точно не планирую заканчивать. Лет в 50-55 хочу быть седым бородатым дедом и вести свадьбы у хипстеров (ну или кто там будет в 2040?).

Желание заняться организацией появлялось давно (наверное, не найдется ведущего, который когда-нибудь об этом не задумывался), но только год назад эти мысли оформились и стали реальными.

Что подтолкнуло к тому, чтобы сделать это основной деятельностью, бизнесом?

Причин несколько. Долгое время я боялся навредить своей основной деятельности. Ведь другие агентства могли посчитать меня конкурентом и перестать сотрудничать. С этой проблемой мне помогли справиться анализ конкурентов и отстройка от них.

Еще одна причина – желание работать с новыми форматами. Мир не стоит на месте, а мы до сих сажаем всех за столы и зовем теток в перьях закидывать ноги в воздух.

Ну и главное – осознание того, что работу ведущего нельзя масштабировать. Вряд ли у меня получится вести одновременно конференцию в Питере и корпоратив в Красноярске. В случае с организацией подобных мероприятий и работой команды людей это перестает быть фантастикой.

— Как обстоят дела с конкурентами? Много таких в Самаре и за ее пределами? Чем отличаетесь от них и как отстраиваетесь?

Конкурентов в event’е действительно много. Но если убрать все «детские праздники», «свадьбы и рюшечки» и «оформление шарами», то достойных конкурентов в нашей области остается не больше 5.

Мы изначально выбрали сегмент мероприятий для бизнеса. И это не просто «дарим эмоции или впечатления», мы умеем решать гораздо более широкий круг задач. Не хочу обижать никого из наших конкурентов, но наши менеджеры знают разницу между CEO и SEO (и вообще понимают, что это такое), не боятся слов KPI и ROI. Так что поставить фотозону и девочек-хостес – это не про нас, мы решаем комплексно проблемы и задачи наших клиентов.

У нас есть ориентиры и примеры компаний, известных уже не только в России, но и за рубежом. А вот какое место во всей этой иерархии займем мы – покажет время. Всех стратегических планов раскрывать не буду [смеется].

У нас есть одно важное преимущество, которого нет у других агентств – сильный личный бренд его создателя. Зачастую клиенты изначально обращаются ко мне, как к человеку, имеющему достаточно весомый авторитет. А уже потом попадают к нам в агентство. Конечно, через несколько лет мы бы хотели сравнять узнаваемость меня и агентства, но грех не воспользоваться таким козырем на первых порах.

— Оглядываясь назад, можешь ли ты сказать, что позволило тебе добиться такого успеха?

Если честно, то я только недавно осознал, что же мне позволяет не останавливаться:

— Ты обладатель, кажется, десятка профессиональных наград, не считая «лучшего ведущего по версии мамы». Что это значит для тебя? Можешь уже сказать, что ты супер-стар и добился всего, чего хотел?

Все чаще меня посещает мысль, что я еще даже не начинал «серьезную игру». Это как на тренировке – в самом начале ты тщательно разминаешь все группы мышц, настраиваешься, полностью сосредоточен на себе и своих ощущениях, а потом поднимаешь глаза, окидываешь взглядом стадион (можете представить себе «Самара Арена», например), и произносишь фразу: «Ну что, начнем?»

Если когда-нибудь о моей жизни будут снимать фильм, то пусть это сделает Гай Ричи. У него это хорошо выйдет.

— Каким было самое необычное мероприятие, которое довелось организовать и вести?

В 2017 году мне предложили разработать и провести мероприятие на острове Тенерифе. В программу нужно было интегрировать деловую часть, экскурсии, развлечения и связать все единой концепцией, проведя ее через 5 дней. Это один из тех проектов, которым я по-настоящему горжусь.

В 2018 году я стал ведущим на свадьбе по мотивам сериала Twin Peaks. Это был интересный опыт, учитывая, что до знакомства с парой я был лишь наслышан о сериале, но не смотрел ни одной серии. Самым интересным стал процесс разработки программы и перенос деталей из телевизионной картинки в реальную жизнь, соблюдая цвета, эстетику и атмосферу всего сериала.

— Что сложнее вести – камерную свадьбу на 20-30 человек или крупный корпоратив на 200-300?

Не возьму на себя ответственность решить, что сложнее. Скажу лишь то, в чем уверен точно. И то, и другое, провести сложно, но сложность эта проявляется в разных вещах. Сцена не прощает фальши, и любая попытка сыграть или воспользоваться припасенным в рукаве стандартным режиссерским ходом на камерной свадьбе точно обернется провалом. А сколько энергии нужно потратить, чтобы прокачать 300 человек? Так что я бы не назвал работу ведущего легкой.

— Отказываете потенциальным клиентам, если чувствуете, что не сходитесь по характеру?

В случае с ведущим Александром Чумаком – да: отказ клиентам – это нормальная практика. Если во время первой встречи я чувствую, что не нахожу общего языка с клиентом, меня просят сделать что-то такое, что претит моим моральным и профессиональным нормам, что на самом празднике я буду чувствовать себя посторонним – честно отказываюсь и называю фамилии людей, кто сможет сделать это лучше, чем я. Как и говорил раньше, искренность и честность в этом деле решают!

А по каким критериям выбираете, с кем будете работать как агентство?

Тут все обстоит гораздо интереснее. После первой встречи с клиентом и брифинга мы решаем, кто из нас продолжает работать с ним. Именно этот человек ведет все дальнейшие переговоры, формирует задачи для всей команды и становится руководителем проекта. Благодаря большому опыту мы почти сразу можем точно определить, кто по характеру и стилю работы может сделать максимальный результат.

— Я знаю, что в «высокий сезон» у тебя сумасшедший график. Что помогает работать нон-стоп? И как отдыхаешь и восстанавливаешься?

Помогает крутая команда, гиперболизированная ответственность и интересные проекты, реализации которых ждёшь, как чего-то очень особенного в своей жизни.

Отдыхаю как и все нормальные (смеясь) люди – диван, телевизор и вкусняшки :)) А если серьёзно, то достаточно много уделяю времени восстановлению здоровья, сну и семье.

— Традиционный вопрос, который мы задаем всем гостям рубрики: твое агентство для тебя – история про любовь или про деньги?

Если нет любви, то тогда зачем все это? Любовь первична. Именно ради нее и благодаря ей происходят самые удивительные вещи в нашем мире. И уже потом, если ты все делаешь правильно, можно говорить о деньгах.

К сожалению, в моем бизнес-опыте были проекты, сделанные с любовью, но не приносившие никакой прибыли (или даже требовавшие дополнительных затрат). Поэтому любовь, не приносящая результаты (и не только финансовые), должна остаться прерогативой романтичных 17-летних парней.

Сейчас внутри агентства мы пытаемся соблюдать очень тонкую грань, балансируя между бизнесом и творчеством. И мне кажется, у нас это хорошо получается.

— Если смотреть на агентство исключительно как на бизнес – что для тебя было самым сложным на старте? Бухгалтерия? Налоги? Разработка стратегии продвижения?

В самом начале у меня возникли 2 серьезные проблемы. Одна была психологической – это необходимость усмирить свое бунтующее естество и взять на себя ответственность не только за себя, но и за других людей из нашей команды. Отчасти это было связано с тем, что я боялся навредить своей основной работе (ведение мероприятий). Но сейчас боязнь прошла и ее сменили амбиции и хорошая «спортивная злость».

Вторая проблема – информационный голод и отсутствие понимания, что делать. И да, в интернете есть огромное количество информации, как, например, открыть юрлицо. Но порой рядом не хватало ментора или наставника, который бы мог дать совет, наставление или проконсультировать по вопросам, которые у нас возникали на первых порах.

— Никогда не возникало мысли пойти поработать «на дядю»? Стабильность, зарплата как по часам, понятный график не манили? Ты сразу знал, что хочешь свое дело?

Так вышло, что за свою жизнь я успел поработать и в автосервисе, и на стройке, и педагогом в школе, и креативным директором в развлекательном центре. Так что опыт работы «на кого-то» у меня есть. Но именно подобный опыт мне дал понимание и ощущение, что возможность действовать самому и принимать решения о дальнейшем развитии – это то, без чего моя профессиональная реализация очень быстро тускнеет и начинает топтаться на месте.

 

— Какие планы на будущее – куда и как хочешь расти, есть ли желание попробовать себя в каких-то смежных или, напротив, альтернативных областях?

Если говорит о работе ведущего, то здесь все очень прозрачно и понятно. Не просто так в моей жизни появились занятия вокалом, ораторским мастерством и танцами. Через два года хочу спокойно вести на английском и быть своим даже среди native speakers.

Задача агентства на ближайший год – нанять отдельную проектную команду и вывести меня из операционной деятельности.

— Какой совет можешь дать тем, кто только отважился на создание собственного бизнеса? От каких ошибок можешь предостеречь?

Не бойтесь своих амбиций и желаний. Действуйте. Поменяйте круг общения. Забудьте о тех, кто постоянно вам твердит «у тебя не получится». Не бойтесь ошибаться. Это полезно. Научитесь понимать сильные и слабые стороны вашей команды и грамотно их использовать.

Записала Анастасия Шуткина.