Откуда пришла идея вкусных букетов?
Она заимствована. Конечно, букеты были изобретены до нас, но мы интерпретировали их по-своему. Аня два года назад была в командировке в Москве и случайно услышала о «вкусных букетах». В Самаре этого никто не делал. Аня поняла, что это интересная тема и можно развить её на родине.
Расскажите о себе и вашем деле?
Нашему проекту около двух лет. Сначала Аня начала одна — с подарков родственникам и друзьям. Позже создала группу во «ВКонтакте» для презентации готовых букетов. Тогда и пошли первые заказы. Через год подключилась Яна. Начиналось, как домашнее хобби, но переросло в маленький бизнес.
А как вы встретились?
Обе учились в Архитектурно-Строительном Университете — Яна архитектор, а Аня — дизайнер. Получили творческое образование и работали линейными менеджерами на разных предприятиях. Мы встретились в одной организации — были коллегами. Когда узнали, что учились в одном вузе и обе — творческие, то начали думать, как можно совместить знания, желание и развивать бизнес вместе. Полгода отработали в тандеме: делали букеты и совмещали с основной работой. Когда мы пошли на решительный шаг, то нашли первую мастерскую, купили холодильник — и нам сразу написали с телеканала «Губерния», что хотят снять репортаж про вкусные букеты. К слову, когда делаешь шаг в правильном направлении — двери сами открываются перед тобой.
С работы по найму вы ушли?
У нас бывали дни, когда мы совмещали обе работы — трудились несколько суток подряд без сна. Эйфория и удовольствие от любимого дела долго перекрывали сбитый режим и нехватку времени на бытовые заботы. Конечно, мы могли продолжать в том же духе, но пришёл момент, когда нужно было принимать решение: либо бросать любимые букеты, так как конкуренция росла, либо начинать в более агрессивном формате, чтобы не потерять любимых клиентов и продолжать развиваться. Решением стало открытие студии.
Сейчас мы возвращаемся с работы счастливые и получаем удовольствие от своего дела! Тогда, год назад, мы все ещё пробовали делать букеты дома и реализовывать их через интернет, а уже совсем скоро переехали в первую мастерскую, чтобы отделить хобби от дома и клиентам было удобнее с нами взаимодействовать. Помещение было маленьким и территориально находилось в овраге подпольщиков – нам вполне хватало его на первых порах. Четыре месяца назад мы въехали в новую мастерскую и обустроили её. Это наша попытка выйти на «розницу».
Много потратили на запуск?
Запуск проходил в два этапа: на первую мастерскую потратили около пятидесяти тысяч — аренда и первое оборудование. Когда решили переехать в студию другого формата — потратили порядка трёхсот.
Обустраивали помещение своими силами и с привлечением родственников. До нас здесь было ателье и от них мы унаследовали харизматичные крашенные балки и фиолетовые стены. Помещение уже было разделено на две части. Нам показалось, что это идеально: первая зона для клиентов — красивая и гостеприимная, вторая для нас — камерная и функциональная. Кроме денег, мы, конечно, потратили и много сил на запуск — делали с идеей, что это пространство — наш дом и наше отражение, которое нас вдохновляет и заряжает. Хотели, чтобы и клиентам было уютно. На наш взгляд, так и получилось.
Расскажите о команде?
Нас пока только двое. Если приходят экстренно-большие наплывы, то мы привлекаем родственников. Обычно все успеваем вдвоем — при правильной подготовке и планировании.
Получали какое-то дополнительное образование?
Яна, кроме того, что архитектор — еще и флорист. У нее есть и образование, и опыт работы в этой области. Аня — абсолютная самоучка, влюблённая в букеты. Вместе мы создали такую коллаборацию: совместили классическую флористику и букеты из овощей и фруктов.
Как происходит заказ букетов?
У нас есть принцип типовой линейки, но мы им фактически не пользуемся. Работать стараемся индивидуально и, как правило, под заказ. Есть ряд букетов, которые представлены в социальных сетях. Клиент выбирает понравившийся и мы ориентируем его по ценам, срокам изготовления, возможности доставки и актуальному составу, так как фрукты и овощи имеют сезонность. Если его что-то не устраивает — корректируем заказ вместе: дополняем или уменьшаем. Все этапы тщательно согласовываются, чтобы максимально соответствовать представлениям клиента «о прекрасном».
Бывает и так, что клиент сразу пишет нам желаемые ингредиенты: «Хочу перец один, имбирь, две груши и три яблока». Это очень интересно и захватывающе. Результат всегда получается эффектным. Случается и наоборот: клиент опирается на нас, доверяет и говорит, что хочет что-то нежно-осеннее и мы работаем уже по таким критериям. При необходимости организуем доставку или клиенты приезжают сами.
Над каким заказом работаете сейчас?
Сейчас оформляем кофейню. У нас экспериментальный проект с архитекторами Храмовыми. В Университете они были наставниками Яны, и теперь, даже по истечении времени, следят за своими выпускниками, как за детьми, предлагают совместные проекты.
Где добываете материалы?
Кору дерева, ветки и весь природный материал собираем в лесу, парках и полях — нигде отдельно не закупаем. У нас в регионе природа благодатная. Основные ингредиенты, фрукты и овощи — закупаем исключительно в супермаркетах. Сначала мы долго катались по городу — смотрели, где качественнее и красивее, чтобы выбирать только лучшее. Сейчас есть несколько точек, где мы всегда наверняка находим то, что нужно. Хороший исходный материал — это 80% успеха готового букета.
Кто ваша целевая аудитория?
В основном, женщины. Наш сегмент — это не эконом, а средний. Люди, которые хотят удивлять и радовать! Например, есть один парень из Сибири, который каждый раз заказывает букет своей девушке в Самаре и полностью доверяет нам в создании композиции. Мы его «руки», в этом смысле. Это очень приятно и трогательно.
Какие средние цены на букеты?
Средний чек у нас 2,500 – 3000 рублей. Собрать букет можем от полутора тысяч. Самый дорогой был на 7.300 рублей — это индивидуальный заказ с различными цветами. Мы достаточно гибкие в ценовой политике, поэтому всегда идём на встречу клиенту.
Чем занимаетесь помимо букетов?
Сейчас мы дополняем наш ассортимент и цветами — это востребовано так же, как на рынке. Наша идея — сделать конгломерат из дизайнеров, художников и творческих людей. У нас уже представлены картины самарской художницы Светланы Рогожиной, картонные полигональные фигуры от Вики Картоновой — это новый модный тренд. Как дополнительный ассортимент — открытки ручной работы от наших друзей WoodWish.
Наши букеты могут быть как основным подарком, так и дополнительным. Над ассортиментом работаем постоянно. Нам интересна «околопраздничная» тема — со временем дополним ее максимально.
У вашего бизнеса есть сезонность?
Она такая же, как у флористического бизнеса. С сентября начинается активный сезон, а летом – небольшой спад.
После ухода с работы по найму ваш график изменился?
Сейчас у нас плавающий график и он зависит от загрузки. С десяти до шести мы находимся в студии, но если нужно выдать клиенту букет раньше или отвезти его позже, то подстраиваемся.
Боялись ли уходить с работы, которая приносит постоянный доход?
Было очень страшно! Невозможно было принять решение об увольнении, несмотря на то, что здесь интересно, перспективно и заработать можно. Отказаться от стабильности всегда сложно. Нам этот шаг давался трудно. Потом мы просто закрыли глаза и пошли ва-банк.
Когда уходили с работы — у нас были свои представления о бизнесе. Спустя время мы поняли, что кайфуем от творчества, обратной связи и дизайна, который создаем своими руками. Однако, есть нюансы в виде бухгалтерии и юридических моментов, которые даются непросто. Тем не менее, приобретенное счастье и удовольствие от работы перекрывает все сложности.
Раз уж упомянули о минусах, то какие проблемы есть сейчас?
Сейчас у нас есть положительный доход, но этого недостаточно для того, чтобы считать бизнес успешным. Когда мы говорим об этом нашим менторам — нас успокаивают и отвечают: «Девочки, вы открылись всего четыре месяца назад. Пашем дальше!» И мы пашем, потому что уверены в успехе!
Помимо мотивации от менторов, что вам дала программа «Ты —предприниматель»?
Эти люди очень заряжают — дают эмоции и чувства, чтобы генерировать идеи. Это клуб единомышленников, где все на одной волне. В отличии от времени, когда мы совмещали работу и хобби, появилось очень много задач: раньше мы просто делали букеты, а сейчас — ведем бизнес.
Самое ценное в программе для нас — знания о маркетинге и рекламе, поэтому мы делаем уклон на это. Нас удивляет, что успешные люди нашего города спокойно относятся к двум девочкам, которые пришли и пытаются делать бизнес. Они поддерживают и дают дельные советы, открывают новые ощущения от любимого дела. Например, Наталья Виханова открыла для нас «стеснение бизнеса», его дальнейшее преодоление и осознание того, что это нормально. Мы ощущали стеснение, но не осознавали. Сейчас мы преодолели это любовью к делу и положительной обратной связью от клиентов.
Как клиенты к вам приходят?
Мы изначально продвигались в интернете. Это наша площадка для демонстрации результатов, сбора обратной связи и приёма заявок. Самый любимый клиентский поток от «сарафанного радио». Пробовали различные инструменты продвижения в интернете. Продолжаем с самыми эффективными и готовимся к таргетингу.
Что самое сложное в работе с клиентами?
Люди думают, что наше дело — это очень просто: завернул три яблочка в бумагу для запекания и пытаешься это продать. Мы объясняем, что это форма искусства. Яблоки, например, это наша краска в палитре всего букета. Чтобы они гармонично смотрелись во всей композиции — нужно потрудиться, соблюсти правила композиции, цветовой иерархии и прочие тонкие моменты. Есть люди, которые хотят, чтобы им объясняли — почему букет стоит столько. Мы, конечно, объясняем. Приятно, что большинство понимает, что это огромный труд — выбрать, закупить, привезти и натереть до блеска, а потом создать вкусный и красивый букет. На создание одного букета тратим в разы больше времени, чем на цветочный.
Есть ли в городе конкуренция?
Два года назад в городе и в онлайне никого не было, но сейчас достаточно. Мы въехали в студию, чтобы отделиться от массы. Наш формат более клиентоориентированный, наверное. За конкурентами тоже приглядываем. Мы поддерживаем дружеские отношения — например, обмениваемся лайками в инстаграме.
Какие трудности были за пару лет существования?
Мы пережили классику: нас кинул первый арендодатель. Мы оплатили аренду, а потом он попросил выехать за один день и обещал вернуть все авансы, но не сделал этого. Теперь мы внимательнее относимся к юридическим моментам и партнерам. Дело было в апреле, и мы за один день выезжали из мастерской. Было обидно и грустно, но мы не сдались. Не знали, куда поставить холодильник — он вместе с нами путешествовал по городу, но в итоге мы оказались в гараже строящегося дома родителей. В общем, «VeryBerry» начинали, как «Apple»!
Какие планы на будущее?
Раз в полгода мы ставим себе цели по практике и исполняем их. Одной из целей была мастерская. Сейчас хотим расширяться — нанимать персонал и развивать ассортимент.